Морской транспорт – это один из самых лучших методов транспортировки зерна,
масла, минерального сырья и других ресурсов и товаров. Этот метод люди
использовали с самых давних времен, и используют по сегодняшний день.
Современные технические средства позволяют это делать быстро и с наименьшими
затратами энергии
Основные
проблемы развития рынка транспортировки водным транспортом
Прежде всего, основная
проблема - это коррупция, связанная с государственным регулированием и
монополизацией этой отрасли. На рынке присутствуют только один крупный
оператор в речной транспортировке зерна и несколько операторов в морской
транспортировке, и они активно лоббируют свои интересы в правительстве, а
это очень сильно ограничивает развитие рынка. А должно быть, как в США,
чтобы любой желающий, который готов инвестировать деньги в этот бизнес, мог
бы построить свой экспортный терминал или купить баржу или морской корабль,
конкурировать и заниматься этим бизнесом.
Также очень важной
проблемой, является недоступность недорого банковского финансирования, а в
некоторых случаях банки отказываются финансировать даже очень успешные
проекты, а государственное финансирование вообще недоступно для честного
частного бизнеса в Украине.
Логистическая цепочка импорта и экспорта зерна (рис 1).
Обычно транспортировка
зерна в порт для последующего экспорта, осуществляется автомобильным или
железнодорожным транспортом.
Рис 1. Схема экспорта и импорта зерна,
при которой транспортировка зерна от коммерческих и фермерских элеваторов до
накопительного терминала внутри страны, осуществляется с помощью
железнодорожного или автомобильного транспорта. Также это можно делать с
помощью водного транспорта (обычно это баржи различной вместимости). С
помощью барж можно транспортировать зерно в портовый экспортный терминал
(рис. по данным Bühler Group)
И в последние годы, транспортировка
железнодорожным транспортом, становиться не интересной для зернотрейдеров,
так как этот рынок очень сильно монополизирован, а это никакой пользы, кроме
вреда не приносит. Транспортировка занимает много времени
и очень дорого стоит. И тарифы на
транспортировку железнодорожным транспортом постоянно повышаются, вагонов в
нужные периоды не хватает, вагоны изношены, нужно постоянно платить какие-то
штрафы, также наблюдается ухудшение качества транспортируемого зерна из-за
плохого технического и гигиенического состояния вагонов. При транспортировке
зерна железной дорогой часто бывают логистические и другие ошибки, простои,
вызванные субъективным фактором и хищения.
В связи с этим, в
настоящее время, интенсивно развиваются такие направления, как
транспортировка автомобильным транспортом и водным транспортом.
Наиболее хорошо,
транспортировка зерна водным транспортом, развита в США. В этой стране,
транспортировка зерна и других товаров баржами - это целая индустрия.
Речные зерновые терминалы
Такие терминалы в
Украине, могут играть значительную роль в экспорте и импорте зерна. Тем
более, что Украина имеет хорошие транспортные артерии для водного транспорта
- это Днепр и Южный Буг. По другим рекам, транспортировка по различным
причинам, является затруднительной. Днепр еще очень интересен и тем, что на
большинстве участков, эта река зарегулирована и не имеет сильного течения,
что важно для обратной транспортировки барж.
Также многие
транспортные маршруты, требуют значительных инвестиций в работы, связанные с
углублением фарватера и акваторий. Обычно транспортировка зерна по рекам
осуществляется при помощи барж и буксиров (фото 1). На терминалы, которые
расположены в нижнем течении и дельтах рек, могут также и заходить более
крупные корабли - зерновозы.
Сами терминалы, могут
быть самой различной конструкции: от простых причалов, до сложных
автоматизированных комплексов (фото 2-5).
При этом транспортировка
баржами, может осуществляться до портов, где осуществляется перевалка зерна
с баржи в морской корабль-зерновоз.
При строительстве любых
зерновых терминалов, идеальным вариантом, является возможность загрузки
судна зерном, непосредственно у причала, а для этого нужна хорошая глубина в
месте строительства причала, которая позволяет судну подойти прямо к берегу
и пришвартоваться у причала. Если глубина не позволяет судну подойти прямо к
берегу, то это не проблема, так как зерно может быть подано к
кораблю-зерновозу при помощи транспортера/конвейера на большое расстояние.
Это относится, как к крупным морским портам, так и к речным зерновым
терминалам (фото 1.1, вверху; фото 4).
Большим преимуществом
для речной навигации, является наличие автоматизированной системы контроля
перевозок, при этом для конкретного капитана судна, может быть видно
расположение своего судна и других судов в режиме онлайн, навигационные
параметры и различные оповещения по маршруту следования. Такая система
успешно работает в США и позволяет оптимизировать транспортные потоки.
Фото 1.1. Парковка барж при
транспортировке зерна в США
Фото 1.2. При транспортировке баржей, наибольшее количество топлива тратится
при движении против течения на реках с сильным течением
Фото. 1.3. Транспортировка баржей по реке - это экономически выгодный метод
транспортировки зерна. На верхних фото (1.1, 1.2 - транспортировка зерна
баржами в США. При этом перевозка зерна баржами может иметь довольно
интенсивный трафик, даже на небольших реках (верхнее фото). А баржи могут
накапливаться на стоянке ("парковаться"), перед загрузкой в них зерна. На
нижнем фото 1.3 - транспортировка при помощи барж в Украине по Днепру
(Nibulon)
Фото 2. Простой речной терминал в США. Можно осуществлять транспортировку в
порт при помощи барж. Загрузка зерна осуществляется при помощи простых
механизмов - фронтальных погрузчиков, кранов с ковшами, кранов для биг-бегов
или транспортеров зерна, которые позволяют выгружать зерно, непосредственно
в баржу прямо из грузовиков - зерновозов. При этом может осуществляться и
загрузка в баржи и других типов сырья - минеральных удобрений, минерального
сырья, угля и так далее. Этот сегмент речных терминалов в Украине
практически не развит
Фото 3. Небольшой автоматизированный речной терминал в США. Такой терминал
имеет большую производительность по загрузке барж и позволяет
транспортировать зерно из силоса в баржу при помощи механического
транспортера / конвейера
Фото 4. Крупный речной зерновой терминал "Бунге" в США. Отсутствие нужной
глубины, которая позволяет барже подойти для загрузки, непосредственно возле
берега, не является проблемой. Как видим, тут нет причала, как такового -
зерно подается при помощи транспортера на фарватер, где и загружаются баржи.
При такой загрузке отсутствуют капитальные инвестиции в дноуглубительные и
бетонные работы, а для строительства терминала, требуется меньше
времени и средств. Также при такой схеме загрузки корабля, увеличивается
количество участков, где можно построить такой терминал
Фото 5. Крупный речной зерновой терминал в Украине. Этот терминал работает
по схеме: грузовики зерновозы - баржа - морской корабль - зерновоз.
Транспортировка зерна в Украине при помощи речного транспорта имеет очень
хорошие перспективы, т.к. в Украине есть уникальная транспортная артерия -
глубоководная река Днепр
Способы перевалки зерна
Существует большое
количество различных методов и соответствующих механизмов и машин для
выгрузки-загрузки барж и кораблей в самых.
Современная перевалка зерна на баржу на
небольшом зерновом терминале
Наиболее распространенные схемы
перегрузки зерна:
грузовик-зерновоз -
морской корабль;
грузовик-зерновоз -
портовый элеватор - морской корабль;
грузовик-зерновоз -
баржа - морской корабль;
грузовик-зерновоз -
баржа - портовый элеватор - морской корабль;
железнодорожный
транспорт - портовый элеватор - морской корабль;
железнодорожный
транспорт - баржа - морской корабль;
железнодорожный
транспорт - баржа - портовый элеватор - морской корабль;
железнодорожный
транспорт - речной элеватор - баржа - портовый элеватор - морской
корабль
Использование элеваторов
(силосов для накопления), позволяет накапливать зерно до необходимых объемов
экспортной партии. А также позволяет выполнять разгрузку / погрузку барж в
непогоду (при наличии навесов для барж).
Для перевалки зерна
используются различные механизмы (пневматические и механические
транспортеры, фронтальные погрузчики и т. д.). Они могут устанавливаться
стационарно или транспортироваться. Зачистка трюмов обычно выполняется при
помощи небольших фронтальных - погрузчиков на гусеничном ходу,
пневматических анлоадеров (аналоги промышленных пылесосов) и вручную. Также
нужно стремиться к уменьшению количества ручного труда при
разгрузочно-погрузочных работах. Это всегда оправдано.
Фото 6. Прямая перевалка зерна из грузовиков зерновозов непосредственно в
морской корабль - зерновоз, который впоследствии доставляет зерно конечному
потребителю морским путем. Ограничением такого способа является то, что это
можно сделать только в глубоководных портах, расположенных в дельтах рек или
непосредственно на морском побережье
Фото 7. Перевалка зерна на рейде из барж компании Нибулон в морской
корабль-зерновоз при помощи плавучего крана. Такой тип перевалки имеет как
свои преимущества (например, не нужен причал и порт), так и недостатки
(например, невозможно работать в плохую погоду, большие затраты на
энергообеспечение крана, низкая производительность работы)
Выводы
С самого начала развития человеческой цивилизации, торговля осуществлялась
водными путями. Это актуально и сейчас. Развитие транспортировки зерна по
воде - это большие перспективы для бизнеса сейчас, так как такая
транспортировка не требует наличия дорог. Это прибыльный бизнес и большие
перспективы для национальной экономики.