Агроконсалтинг

  Агроконсалтинг. Технический аудит агрофирм. Агропроекты и фермы под ключ.  Консультирование по агробизнесу

for friendly farming

 

       

Home       Контакты     О нас     Презентация   Реализованные проекты агроконсалтинг     География наших проектов

Курсы агрономов   Технический, операционный и управленческий аудит агробизнеса   Агропроекты и фермы под ключ

Наши публикации в ведущих мировых изданиях      Почему выгодно инвестировать в аграрный бизнес и сельское хозяйство

   Политика конфедициальности

 

 
 

 

Last updated: 2018, December 10

 

 

Морские и речные зерновые порты и терминалы

Про возможности транспортировки и экспорта зерна через речные и портовые зерновые терминалы

 

 

По уровню развития речной и морской транспортировки зерна, Украина, хотя и значительно опережает Россию и другие страны бывшего СНГ, но значительно отстает от стран ЕС и США. А ведь транспортировка по воде - это один из основных видов транспортировки зерна, товаров сельского хозяйства, минерального сырья, металлов и масел в Мире. В данной статье, мы рассмотрим, какие способы транспортировки зерна по воде существуют в Мире, и остановимся на их особенностях и возможностях реализации

Алексей Орлов

Руководитель аграрного бизнеса

Agricultural Consulting

Кандидат наук

www.farming.org.ua

oleksiy@farming.org.ua

 

Морской транспорт – это один из самых лучших методов транспортировки зерна, масла, минерального сырья и других ресурсов и товаров. Этот метод люди использовали с самых давних времен, и используют по сегодняшний день. Современные технические средства позволяют это делать быстро и с наименьшими затратами энергии

 

 

Основные проблемы развития рынка транспортировки водным транспортом в Украине.

Прежде всего, основная проблема - это коррупция, связанная с государственным регулированием и монополизацией этой отрасли. На рынке присутствуют только один крупный оператор в речной транспортировке зерна и несколько операторов в морской транспортировке, и они активно лоббируют свои интересы в правительстве, а это очень сильно ограничивает развитие рынка. А должно быть, как в США, чтобы любой желающий, который готов инвестировать деньги в этот бизнес, мог бы построить свой экспортный терминал или купить баржу или морской корабль, конкурировать и заниматься этим бизнесом.

 

Также очень важной проблемой, является недоступность недорого банковского финансирования, а в некоторых случаях банки отказываются финансировать даже очень успешные проекты, а государственное финансирование вообще недоступно для честного частного бизнеса в Украине.

 

Логистическая цепочка импорта и экспорта зерна (рис 1).

Обычно транспортировка зерна в порт для последующего экспорта, осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом.

 

Рис 1. Схема экспорта и импорта зерна, при которой транспортировка зерна от коммерческих и фермерских элеваторов до накопительного терминала внутри страны, осуществляется с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. Также это можно делать с помощью водного транспорта (обычно это баржи различной вместимости). С помощью барж можно транспортировать зерно в портовый экспортный терминал (рис. по данным Bühler Group)

 

И в последние годы, транспортировка железнодорожным транспортом, становиться не интересной для зернотрейдеров, так как этот рынок очень сильно монополизирован, а это никакой пользы, кроме вреда не приносит. Транспортировка занимает много времени и очень дорого стоит. И тарифы на транспортировку железнодорожным транспортом постоянно повышаются, вагонов в нужные периоды не хватает, вагоны изношены, нужно постоянно платить какие-то штрафы, также наблюдается ухудшение качества транспортируемого зерна из-за плохого технического и гигиенического состояния вагонов. При транспортировке зерна железной дорогой часто бывают логистические и другие ошибки, простои, вызванные субъективным фактором и хищения.

В связи с этим, в настоящее время, интенсивно развиваются такие направления, как транспортировка автомобильным транспортом и водным транспортом.

Наиболее хорошо, транспортировка зерна водным транспортом, развита в США. В этой стране, транспортировка зерна и других товаров баржами - это целая индустрия.

 

Речные зерновые терминалы.

Такие терминалы в Украине, могут играть значительную роль в экспорте и импорте зерна. Тем более, что Украина имеет хорошие транспортные артерии для водного транспорта - это Днепр и Южный Буг. По другим рекам, транспортировка по различным причинам, является затруднительной. Днепр еще очень интересен и тем, что на большинстве участков, эта река зарегулирована и не имеет сильного течения, что важно для обратной транспортировки барж.

Также многие транспортные маршруты, требуют значительных инвестиций в работы, связанные с углублением фарватера и акваторий. Обычно транспортировка зерна по рекам осуществляется при помощи барж и буксиров (фото 1). На терминалы, которые расположены в нижнем течении и дельтах рек, могут также и заходить более крупные корабли - зерновозы.

Сами терминалы, могут быть самой различной конструкции: от простых причалов, до сложных автоматизированных комплексов (фото 2-5).

При этом транспортировка баржами, может осуществляться до портов, где осуществляется перевалка зерна с баржи в морской корабль-зерновоз.

При строительстве любых зерновых терминалов, идеальным вариантом, является возможность загрузки судна зерном, непосредственно у причала, а для этого нужна хорошая глубина в месте строительства причала, которая позволяет судну подойти прямо к берегу и пришвартоваться у причала. Если глубина не позволяет судну подойти прямо к берегу, то это не проблема, так как зерно может быть подано к кораблю-зерновозу при помощи транспортера/конвейера на большое расстояние. Это относится, как к крупным морским портам, так и к речным зерновым терминалам (фото 1.1, вверху; фото 4).

Большим преимуществом для речной навигации, является наличие автоматизированной системы контроля перевозок, при этом для конкретного капитана судна, может быть видно расположение своего судна и других судов в режиме онлайн, навигационные параметры и различные оповещения по маршруту следования. Такая система успешно работает в США и позволяет оптимизировать транспортные потоки.

 

Фото 1.1. Парковка барж при транспортировке зерна в США

 

 

Фото 1.2. При транспортировке баржей, наибольшее количество топлива тратится при движении против течения на реках с сильным течением

 

 

Фото. 1.3. Транспортировка баржей по реке - это экономически выгодный метод транспортировки зерна. На верхних фото (1.1, 1.2 - транспортировка зерна баржами в США. При этом перевозка зерна баржами может иметь довольно интенсивный трафик, даже на небольших реках (верхнее фото). А баржи могут накапливаться на стоянке ("парковаться"), перед загрузкой в них зерна. На нижнем фото 1.3 - транспортировка при помощи барж в Украине по Днепру (Nibulon)

 

 

Фото 2. Простой речной терминал в США. Можно осуществлять транспортировку в порт при помощи барж. Загрузка зерна осуществляется при помощи простых механизмов - фронтальных погрузчиков, кранов с ковшами, кранов для биг-бегов или транспортеров зерна, которые позволяют выгружать зерно, непосредственно в баржу прямо из грузовиков - зерновозов. При этом может осуществляться и загрузка в баржи и других типов сырья - минеральных удобрений, минерального сырья, угля и так далее. Этот сегмент речных терминалов в Украине практически не развит

 

 

Фото 3. Небольшой автоматизированный речной терминал в США. Такой терминал имеет большую производительность по загрузке барж и позволяет транспортировать зерно из силоса в баржу при помощи механического транспортера / конвейера

 

 

Фото 4. Крупный речной зерновой терминал "Бунге" в США. Отсутствие нужной глубины, которая позволяет барже подойти для загрузки, непосредственно возле берега, не является проблемой. Как видим, тут нет причала, как такового - зерно подается при помощи транспортера на фарватер, где и загружаются баржи. При такой загрузке отсутствуют капитальные инвестиции в дноуглубительные и бетонные работы,  а для строительства терминала, требуется меньше времени и средств. Также при такой схеме загрузки корабля, увеличивается количество участков, где можно построить такой терминал

 

 

Фото 5. Крупный речной зерновой терминал в Украине. Этот терминал работает по схеме: грузовики зерновозы - баржа - морской корабль - зерновоз. Транспортировка зерна в Украине при помощи речного транспорта имеет очень хорошие перспективы, т.к. в Украине есть уникальная транспортная артерия - глубоководная река Днепр (фото © Dr. Oleksii Orlov)

 

Способы перевалки зерна.

Существует большое количество различных методов и соответствующих механизмов и машин для выгрузки-загрузки барж и кораблей в самых. Наиболее распространенные схемы перегрузки зерна:

  • грузовик-зерновоз - морской корабль;

  • грузовик-зерновоз - портовый элеватор - морской корабль;

  • грузовик-зерновоз - баржа - морской корабль;

  • грузовик-зерновоз - баржа - портовый элеватор -  морской корабль;

  • грузовик-зерновоз - речной элеватор - баржа - портовый элеватор -  морской корабль;

  • железнодорожный транспорт  - морской корабль;

  • железнодорожный транспорт - портовый элеватор - морской корабль;

  • железнодорожный транспорт - баржа - морской корабль;

  • железнодорожный транспорт - баржа - портовый элеватор -  морской корабль;

  • железнодорожный транспорт - речной элеватор - баржа - портовый элеватор -  морской корабль

Использование элеваторов (силосов для накопления), позволяет накапливать зерно до необходимых объемов экспортной партии. А также позволяет выполнять разгрузку / погрузку барж в непогоду (при наличии навесов для барж).

Для перевалки зерна используются различные механизмы (пневматические и механические транспортеры, фронтальные погрузчики и т. д.). Они могут устанавливаться стационарно или транспортироваться. Зачистка трюмов обычно выполняется при помощи небольших фронтальных - погрузчиков на гусеничном ходу, пневматических анлоадеров (аналоги промышленных пылесосов) и вручную. Также нужно стремиться к уменьшению количества ручного труда при разгрузочно-погрузочных работах. Это всегда оправдано.

Фото 6. Прямая перевалка зерна из грузовиков зерновозов непосредственно в морской корабль-зерновоз, который впоследствии доставляет зерно конечному потребителю морским путем. Ограничением такого способа является то, что это можно сделать только в глубоководных портах, расположенных в дельтах рек или непосредственно на морском побережье

 

Фото 7. Перевалка зерна на рейде из барж компании Нибулон в морской корабль-зерновоз при помощи плавучего крана. Такой тип перевалки имеет как свои преимущества (например, не нужен причал и порт), так и недостатки (например, невозможно работать в плохую погоду, большие затраты на энергообеспечение крана, низкая производительность работы)

 

 

Выводы.

С самого начала развития человеческой цивилизации, торговля осуществлялась водными путями. Это актуально и сейчас. Развитие транспортировки зерна по воде - это большие перспективы для бизнеса сейчас, так как такая транспортировка не требует наличия дорог. Это прибыльный бизнес и большие перспективы для национальной экономики.

 

 

Также, можно почитать по данной теме:

 

Управление зерновым портом и терминалом - современный менеджмент зернового порта. Алексей Орлов

 

Развитие бизнеса хранения зерна в Украине. Основные направления и риски развития элеваторов. Алексей Орлов

 

Типы элеваторов - какие бывают элеваторы

 

Преимущества металлических силосов. Основные преимущества стальных силосов в сравнении с другими зернохранилищами (хранением на складах, в полимерных рукавах и бетонных силосах)

 

OBIAL - новые возможности для строительства современных элеваторов в Украине

 

Гигиена хранения зерна и основные мероприятия по поддержанию гигиенических условий на элеваторе

 

Наземное временное хранение зерна. Что такое наземное временное хранение зерна и какие возможности оно открывает фермеру

 

Аудит элеваторов технологический аудит элеваторов и оборудования для хранения и переработки зерна

 

Услуги мониторинга и ревизия складских запасов - зерна, семян, продуктов их переработки на складах и элеваторах, а также минерального сырья, масел и других товаров. Мониторинг элеваторов. Экспертные заключения по факту мониторинга зерна, семян и других складских запасов

 

Консалтинг для агрохолдингов. Аудит агрохолдингов

 

 

Обращайтесь к нам по вопросам агроконсалтинга и создания прибыльного аграрного бизнеса!

 

Гарантируем качество услуг наивысшего международного уровня!

 

 

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисклеймер

 

©Все права защищены. Защита авторских прав и правила сайта

©Agricultural Consulting Service - Агроконсалтинг. Технический аудит агробизнеса. Агропроекты и фермы под ключ.  Консультирование по агробизнесу. Повышение прибыльности аграрного бизнеса, получение дополнительной прибыли

www.farming.org.ua